пятница, 20 января 2017 г.

Я плачу с Россией! (к 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина)

Печальная дата 2017 года - 180 лет со дня гибели 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. "Состоявший в ведомстве Министерства иностранных дел титулярный советник в звании камер-юнкера Александр Пушкин сего числа после кратковременной болезни умер, о чем долгом моим поставляю донести сему Департаменту", - так по-канцелярски сухо, некий высокий чиновник в должности экзекутора Министерства иностранных дел сообщал в Департамент хозяйственных и счетных дел 29 января 1837 года о смерти великого поэта России. Ни капли эмоций, ни капли печали, ни капли сочувствия и понимания, что же на самом деле произошло. Был человек и нет человека, нет просто какой-то там счетной единицы. Но ведь на само-то деле произошло страшное: "Милый, светлый Пушкин, тебя нет!.. Я плачу с Россией, плачу с друзьями его, плачу с несчастными жертвами (виноватыми или нет) ужасного происшествия. Поздравьте от меня петербургское общество, оно сработало славное дело: пошлыми сплетнями, низкою завистью к гению и к красоте оно довело драму, им сочиненную к развязке; поздравьте его, оно того стоит. Бедная Россия! Одна звезда за другою гаснет на твоем пустынном небе...", - а так вот писал уже тот, кто понимал что такое Пушкин для России - А.Н. Карамзин - Е.А. Карамзиной 12 февраля 1837 года. "Я плачу с Россией!" - так могли бы сказать многие тогда и так до сих пор говорят 10 февраля, когда поминают Пушкина.

Наумов А.А. Последняя дуэль Пушкина 1885

Память о Пушкине начали хранить с первых минут после его кончины: на Мойке, 12 художники и скульпторы делали свои зарисовки уже мертвого поэта, тогда же была снята и его посмертная маска. Настоящее же собирание пушкинских реликвий началось более 100 лет назад, когда в библиотеку Александровского лицея под Петербургом стали поступать первые экспонаты. Затем они были переданы Пушкинскому дому, который был создан по инициативе К. Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова) к 100-летнему юбилею со Дня рождения поэта. Это был памятник нового типа: архивное, музейное и научно-исследовательское учреждение с главной целью изучения и издания наследия А.С. Пушкина; также было приобретено в казну имение Пушкиных "Михайловское", реставрирована и взята под охрану государством могила поэта. Но удивительная вещь, многое, мы русские люди, открываем для себя только сейчас, узнаем то, что когда-то было известно всем мало-мальски образованным людям России. Среди памятных юбилейных изданий А.С.Пушкина есть и чудесный шеститомный труд, с литографиями, картинами и удивительными статьями о поэте и обо всем, что с ним связано. Издание увидело свет в 1907 году в "Библиотеке Великих писателей" знаменитых Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона под редакцией С.А.Венгергова. Большое место а нем отведено последним часам Пушкина и увековечиванию памяти о нем. Думаю что некоторые иллюстрации и факты будут интересны сегодняшним любителям творчества поэта...

Репин И.Е. А.С. Пушкин в 1830-е годы 1897

 Соколов П. Начало дуэли Пушкина с Дантесом
Чичагов К. Н. Конец дуэли Пушкина с Дантесом
Соколов П. Конец дуэли
 Место дуэли А.С. Пушкина на Черной речке 1870-е
Памятный знак на месте дуэли А.С. Пушкина с Жоржем Дантесом на Черной речке 1907 год
Данный памятник исполнен был неизвестным автором (имя за сто лет отчего-то потерялось) и имел надпись на постаменте «Александръ Сергеевичъ Пушкинъ, — место его поединка, состоявшагося 27 января 1837 г.». Памятник простоял до 1924 года, затем был заменен на известную ныне стелу.

Василий Андреевич Жуковский только 15 февраля сумел взять себя в руки и написал скорбное письмо отцу поэта: "Я не имел духу писать к тебе, мой бедный Сергей Львович. Что я мог тебе сказать, угнетённый нашим общим несчастием, которое упало на нас, как обвал, и всех раздавило?.. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением… Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое совершилось перед нами во всей умилительной святыне своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нём в эту первую минуту смерти… Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон, не покой!.. никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нём и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда всё земное отделилось от него с прикосновением смерти… К счастию, я вспомнил вовремя, что надобно с него снять маску. Это было исполнено немедленно; черты его ещё не успели измениться…"

Изображения А.С. Пушкина на смертном одре, выполненные разными художниками 

 Пушкин на смертном одре Рисунок Бруни
 Пушкин на смертном одре Рисунок А.А. Козлова
 Пушкин на смертном одре Рисунок А.Н. Мокрицкого
 Посмертная маска А.С. Пушкина работы Палацци
Пушкин на смертном одре Рисунок А.Н. Мокрицкого

 
Два приглашения - французское и русское на отпевание А.С. Пушкина. Отпевание должно было состояться, как мы видим, в Исакиевском соборе, но по воле царя оно было перенесено в придворный храм на Конюшенной площади. 

Когда и кто именно помер Первого числа февраля двора Его императорского величества камер-юнкер титулярный советник Александр Сергеев Пушкин, 36 лет
Отчего приключилась смерть От раны
Кем исповеданы и причащены Протоиерей Петр Дмитриевич Песоцкий
Где и кем погребены Псковской губернии Опочецкого уезда
 в монастыре Святые горы
Запись в книге Санкт-Петербургской церкви
Спаса Нерукотворного образа, что при главных конюшнях

А.В. Никитенко, историк литературы, цензор, профессор Петербургского университета и действительный член Академии наук, писал в своем дневнике: "Завтра похороны. Я получил билет. Февраль 1. Похороны Пушкина. Это были действительно народные похороны. Все, что сколько-нибудь читает и мыслит в Петербурге - все стеклось к церкви, где отпевали поэта. Это происходило в Конюшенной. Площадь была усеяна экипажами, но среди последней - ни одного тулупа или зипуна. Церковь была наполнена знатью. Весь дипломатический корпус присутствовал. Впускали в церковь только тех, которые были в мундирах или с билетом. На всех лицах лежала печаль, по крайней мере наружная... Церемония кончилась в половине первого. Я поехал на лекцию. Но вместо очередной лекции я читал студентам о заслугах Пушкина. Будь что будет!". 

Так выглядел Святогорский монастырь в конце XIX века. Здесь нашел свой последний приют А.С. Пушкин
Наумов А.А. Перевозка тела Пушкина в Святые горы 

Александр Иванович Тургенев (Александр Тургенев отвез тело Пушкина из Петербурга в родовую усыпальницу Святогорского монастыря) из дневника: "4 февраля, в 1-м часу утра или ночи, отправился за гробом Пушкина в Псков; перед гробом и мною скакал жандармский капитан. 6 февраля, в 6 часов утра, отправились мы - я и жандарм!!! - в монастырь; все еще рыли могилу; мы отслужили панихиду в церкви и вынесли на плечах крестьян гроб в могилу - немногие плакали. Я бросил горсть земли в могилу..."

Шли годы... всенародное почитание Пушкина по большому счету по-настоящему началось ближе к 100-летней годовщине со Дня его рождения. Однако мысли о памятниках поэту постоянно тревожили русскую общественность. Тем не менее интересен такой вот эпизод: могила А.С. Пушкина к 1902 году почти разрушилась и даже обнажился гроб. Ниже представлена интересная статья из издания Брокгауза и Ефрона о реставрации могилы А.С. Пушкина в 1902 году с фотографиями (все кликабельно и увеличивается для удобного чтения).


 
Обнажившийся гроб Пушкина 10 -12 августа 1902 года



Ныне эту реликвию - кусок отделившейся зелено-желто-синей парчи размером 32х40 см от обивки гроба поэта - можно увидеть в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина.

Памятники А.С. Пушкину... их теперь много по всему миру, а когда-то... когда-то была настоящая борьба не на жизнь, а на смерть, чтобы воздвигнуть самый первый памятник великому поэту и поставить его в Москве.

1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля Александра Михайловича Опекушина в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве – первого в России памятника великому русскому поэту – вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. "Это не фигура поэта, но приличный статский человек – вот и все", – писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура-победителя немедленно освободить мастерскую.

Первначальный проект памятника А.С. Пушкина скульптора А.М.Опекушина

Александр Михайлович вспоминал: "В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, "вековечного памятника".

Проекты памятников А.С. Пушкину в Москве

 Проекты памятника А.С. Пушкину скульптора Л.А.Бернштама
Проект памятника А.С. Пушкину скульптора П.П. Забелло
 Проект памятника А.С. Пушкину скульптора М.М.Антокольского
Проект памятника А.С. Пушкину скульптора, автор неизвестен
 Проекты памятника А.С. Пушкину на конкурсе 1873 года
 Проекты памятника А.С. Пушкину на конкурсе 1874 года
Проекты памятника А.С. Пушкину на конкурсе 1875 года
Проект памятника А.С. Пушкину скульптора Микешина
Забавна надпись на картинке... "Макет БЕЗДАРНЫЙ 1874" - такие вот оценки получали порой корифеи русской скульптуры.

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Москве скульптора А.М. Опекушина, открытый на Тверском бульваре 6 июня 1880 года Фото 1907 года

Гравюра В. Матэ Александр Сергеевич Пушкин 1819

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

1836

2 комментария:

  1. Век за веком время тает
    Нина Плаксина
    "Вся Россия склонилась над талантом"
    В. Жуковский

    Век за веком время тает,
    Имя Пушкина всё ближе,
    Ярче в памяти взлетает,
    И поклон поэту ниже
    от России,
    от народа.

    ОтветитьУдалить
  2. НИНА ПЛАКСИНА
    Живой букет - на холм зелёный
    .
    Святые Пушкинские горы,
    Я видела вас, побывала,
    В Михайловском лесу, в Тригорье,
    И "Гелеспонт"* переплывала.

    Гостеприимный холм Лесистый
    Шумел приветливо, а рядом,
    За малым полем серебристым,
    Гостей лаская синим взглядом,
    Играло озеро волнами,
    Толкаясь в берег тихо, нежно.
    Оно беседовало с нами,
    Любуясь зеленью безбрежной.

    И в День рождения поэта
    Живой букет
    на холм зелёный
    Я возложила у портрета
    От всех читателей, с поклоном.
    В венок нарядный, разноцветный
    От волн морских, весёлых, чистых,
    Вплела и шум, и плеск заветный,
    Привет от берегов лучистых
    Тавриды милой – Святогорью...
    ---------------
    * река Сороть.

    ОтветитьУдалить