четверг, 9 марта 2017 г.

Хроника русской трагедии от художника Ивана Владимирова

XX век подарил российской империи череду смут и испытаний: начавшись в 1905 году, они так и не закончились для России до сих пор. Революции, войны, смены власти, политические интриги - это все делалось и делается за счет жизней простых людей, именно они первыми и страдают ото всего этого. Задача художника в этот период - бесстрастно фиксировать происходящее, быть свидетелем истории. Но... но часто это бесстрастное свидетельство "благодарными" потомками ставится в вину тому, кто его запечатлел. Примером тому может служить творчество живописца, графика и акварелиста Ивана Алексеевича Владимирова (29 декабря 1869 (Вильно) - 14 декабря 1947 (Ленинград)). 

Владимиров И.А. Бывшие 1918 

Наши современники, не зная полностью его творчества и его биографии, уже успели навесить на него ярлыки. От антисоветчика до приспособленца. Виной тому творческий путь художника, начинавшийся в Императорской Академии Художеств в учениках у знаменитых художников - Б. П. Виллевальде, Ф. А. Рубо, А. Д. Кившенко - и закончившийся в Ассоциации художников революционной России - дореволюционные батальные и бытовые сцены плавно перешли, в соответствии с требованиями времени, в картины фиксирующие жизнь народа при социализме,в тот самый художественный стиль, именуемый соцреализмом. Поистине виражи времени... Главное, что в основном ставится в вину этому художнику - это, что он одним из первых стал рисовать В.И. Ленина и его окружение. Нынешние "дерьмократы" не могут подобного просто выносить, приводя в многочисленных своих постах в блогах полуслепую картину "Ленин и Сталин в Разливе в 1917 году", всячески награждают художника нелицеприятными эпитетами. Но февральскую революцию 1917 года, октябрьский переворот 7 ноября, и все, что было после, уже не вычеркнуть из жизни России. И вполне имеют право на существование художественные свидетельства истории людей живших в то время...

Владимиров И.А. Крушение поезда императора Александра III 
Владимиров И.А. Парад на флоте. Императорская яхта "Штандарт" 1902
Владимиров И.А. Променад в парке 1905
Владимиров И.А. Камни Финского залива
Владимиров И.А. Затопление кораблей Черноморского флота
 на Севастопольском рейде 11 сентября 1854 года 1906

Далее повествование продолжат небольшие отрывки из статьи Ольги Машковой "Осколки времени художника Владимирова", опубликованная на сайте Санкт-Петербургский курьер 01.03.2010, проиллюстрированная мною работами художника.

В гуще военных событий

Этого художника, внешне больше похожего на бравого офицера, чем на живописца, с юности тянуло к жизни, пропахшей порохом и солдатским потом. Еще студентом Петербургской академии художеств по классу батальной живописи каждое лето Владимиров с бесстрастностью военного корреспондента фиксировал Кавказскую войну. А потом — парижское ученичество у художника-баталиста Эдуарда Детайля, и вновь — уже будучи сотрудником популярных журналов «Нива» и «Огонек» — он устремляется в гущу военных событий.

Владимиров И.А. Цусимское сражение. 
Последние минуты броненосца "Князь Суворов"
 Владимиров И.А. Разгром стачечников
Владимиров И.А. Расстрел демонстрации в Петербурге в 1905 году
Владимиров И.А. Сестра милосердия 1915
Владимиров И.А. Солдат на позиции 1916
Владимиров И.А. Военная стычка 1915 
Владимиров И.А. Захват германских автомобилей в Первую мировую
Владимиров И.А. Венгерский солдат 1915

С карандашом и кистью среди штыков и пушек (так, кстати, называется одна из его картин) Владимирова можно было увидеть на фронтах Русско-японской, болгаро-турецкой войн и, конечно же, Первой мировой.

 Владимиров И.А. В дозоре
 Владимиров И.А. Казаки 
 Владимиров И.А. Казаки в дозоре зимой 1916
 Владимиров И.А. Казаки у колодца 1915
 Владимиров И.А. После боя
Владимиров И.А. Сибирский казак 1916

Агитационные плакаты времен Первой мировой войны работы И.А.Владимирова

 
Владимиров И.А. Сестра милосердия Великая княгиня Ольга Александровна на позициях Первой мировой 1915 Рисунок в иностранной газете

Летописец блокады

Как некогда 63-летний Верещагин устремился на Русско-японскую войну, так и 72-летний Иван Владимиров хотел быть на передовой Великой Отечественной. «Жизнь в городе забурлила еще сильней; у всех, как и у меня, гнездились мысли — как бы я мог внести свою долю в защиту Родины, — писал художник в своих блокадных заметках. — О поступлении добровольцем и мечтать не мог: мои 72 года и неуверенность походки сразу лишали меня надежды на какую-либо активную помощь подобного рода, и я решил все силы направить по линии искусства. Буду зарисовывать композиции всех моментов, какие встретятся мне и о каких я буду читать или слышать правдивые описания и рассказы».

13 тетрадей убористым четким почерком заполнил Владимиров, каждый вечер бесстрастно, как печально знаменитый блокадный метроном, записывая факты повседневного быта ленинградцев, вплоть до цен на блокадном рынке 1942 года: «пачка папирос — 25-30 руб., коробка спичек — 15-20 руб., 100 г сахарного песка — 200 руб., конфета — 25 руб., курица — 500 руб.». И конечно же, он не расставался с альбомом и карандашом, даже когда во время бомбежек рушились дома и гибли люди. Названия его работ говорят сами за себя: «Жертвы фугасной бомбы. Работа пожарных»; «Блокадные похороны»; «В дни блокады. У “буржуйки”»; «На подступах к Ленинграду. Танки не пройдут». И вновь, как в далеком 1914 году, ему пришлось зарисовывать скорбную очередь за хлебом…

Красота вопреки всему

Неутомимый Владимиров всегда был в эпицентре событий. Он будто не с кистью и холстом, а с современной камерой документирует свидетельства времени: вот «Снятие царских гербов “Долой орла!”», вот «В. И. Ленин на митинге», «Взятие буденновцами Мелитополя». И тут же - альбомные зарисовки: солдаты, топчущие фарфор и вспарывающие картины в особняке или берущие штурмом лавку «Виноторговля», тут же «бывшие», бредущие по Знаменской площади (ныне площадь Восстания) с кружками кипятка, и раздирающие на кровавые куски павшую лошадь голодные петроградцы…

Революционные зарисовки 1917-1921 годов

Владимиров И.А. Арест царских генералов в февральские дни 1917 года
Владимиров И.А. Снятие царских гербов “Долой орла!”
Владимиров И.А. Сожжение архивов и царских портретов 5 марта 1917 года
Владимиров И.А. Сопровождение заключенных
Владимиров И.А. Взятие Зимнего
Владимиров И.А. Разграбление магазина "Виноторговля"
Владимиров И.А. С насиженных мест
Владимиров И.А. Допрос в комитете бедноты
Владимиров И.А. На улицах Петрограда 1918 
Владимиров И.А. Агитатор
Владимиров И.А. Продразверстка
 
Владимиров И.А. Трудовая повинность
 
Владимиров И.А. В последний путь
Владимиров И.А. В поисках съестного в мусорных баках 1919
Владимиров И.А. Голод
Владимиров И.А. Разграбление вагона с продовольствием
Владимиров И.А. В Летнем саду Петрограда в 1921 году

Но даже в страшные революционные годы он успевал замечать красоту окружающего мира — поразителен в этом смысле его холст «Гало-свечение над куполом Исаакиевского собора в Петрограде 18 февраля (2 марта) 1920 года». В эти дни Петроград торжествует — большевики берут под свой контроль Архангельск и Мурманск, Президиум Высшего совета народного хозяйства утверждает Государственную комиссию по электрификации России (то самое знаменитое ГОЭЛРО), а Иван Владимиров изображает природное явление, вызванное преломлением и отражением света ледяными кристаллами, взвешенными в воздухе.

Владимиров И.А. Эпизод из Гражданской войны. Бой в деревне 1920
Владимиров И.А. Восстание крестьян в имении князя Шаховского 1922
Владимиров И.А. Расстрел крестьян белоказаками 1925
Владимиров И.А. Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году
Владимиров И.А. Разграбление церковных ценностей в Петрограде 5 мая 1922 года

Так уставший солдат в затишье перед боем наслаждается кратковременной передышкой, вслушиваясь в шелест листвы, пение птиц, чтобы потом опять взяться за оружие, кисть, карандаш…

Удар по мазилкам

Баталист, очеркист от живописи и, главное, истовый реалист, Иван Владимиров умел воевать и на художественном фронте. Однажды, в 1911 году, когда Петербург увлекся кубизмом, супрематизмом, футуризмом и, по словам Владимирова, «прочей декадентщиной», он предложил для выставки модернистской живописи «Салон» свои работы, но был отклонен: «Вы, кажется, деятельно-активный участник правых выставок… академической… передвижной… Нет! Нет! Вы человек старой гнилой школы. Нам работ Владимирова не надо!.. Прощайте!».

Владимиров И.А. На уроке грамоты у дьячка 1913 
Владимиров И.А. С заутренней
Владимиров И.А. Тройка 1920

Хитроумный художник в тот же вечер принялся за работу и через несколько дней под псевдонимом «Карлъ Флинта из Хельсинки» послал на выставку портреты белокурой финки-пастушки, старика-финна, тащившего большую рыбину, и холст с пятью красногрудыми снегирями, сидящими на ветвях рябины на фоне зимнего заснеженного леса. И все они были написаны в духе «декадентщины». Картины не только приняли с восторгом, но и обласкали в прессе, они были тут же раскуплены. И только в конце выставки Владимиров письмом в газету разоблачил всю интригу. Скандал вышел ужасный. Но коллеги-реалисты юмор художника оценили по достоинству — Илья Репин тотчас же из родных «Пенат» отправил Владимирову письмо: «Дорогой Иван Алексеевич! Спешу приветствовать Вас за Вашу великолепную шутку над нахальными мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя новаторами нашего родного искусства. Ваша шутка нанесла убийственный удар по всем декадентам и прочим мазилкам — врагам реализма в живописи». Резонанс от шутки Владимирова был столь силен, что «Салон», несмотря на обещание устроителей, на следующий год так и не открылся…

_____________

Ну и в заключении несколько картин Ивана Владимирова, которые ему не могут простить "патриоты". Так сказать соцреализм коммунистического прошлого России, что впрочем тоже есть история России.

Владимиров И.А. И.В. Джугашвили (Сталин) на каторге 1935
Владимиров И.А. Ленин и Сталин
Владимиров И.А. Ленин и Сталин летом 1917-го года

3 комментария:

  1. Очень интересно, почему здесь нет батальных картин с кавказской, русско-японской и балканской войн, которыми прославился художник? И что тут значит картина с фотографированием семьи Николая I?

    ОтветитьУдалить
  2. И ещё: а где упомянутая здесь картина «Гало-свечение над куполом Исаакиевского собора в Петрограде 18 февраля (2 марта) 1920 года»?

    ОтветитьУдалить
  3. Называя представителей противоположной диктатуре политической линии "дерьмократами", автор текста показал себя истинным педриотом.

    ОтветитьУдалить