суббота, 6 мая 2017 г.

Из жизни Петербурга и его окрестностей (акварели и рисунки Александра Бенуа)

Творчество Александра Николаевича Бенуа Россия только сейчас заново открывает для себя, т.к. большая часть его работ находится за пределами России. В основном те, кто интересуется искусством знают его литературные труды, посвященные как русским, так и зарубежным художникам. Однако Александр Бенуа был крайне разносторонней личностью - он и живописец, и график, и театральный декоратор, и режиссер-постановщик, и историк искусства. И это неудивительно, ведь он родом из семьи, которая подарила миру множество художественно одаренных людей.

Бенуа А.Н. Петр I на прогулке в Летнем саду 1910

В 1794 году в Россию из Франции прибыл кондитер Луи-Жюль Бенуа (1770-1822). Его сын Николай Леонтьевич - отец Александра Бенуа, стал известным архитектором. Александр лишь несколько месяцев в 1887 году занимался в вечерних классах Академии художеств, затем учился на юридическом факультете Петербургского университета. Он был художником-самоучкой, но непрерывно работал над собой, называя себя "продуктом художественной семьи". Технику акварельной живописи ему преподавал старший брат Альберт Бенуа, тоже известный художник.

 Бенуа А.Н. Петербургский канал во времена Екатерины Великой
Бенуа А.Н. Карнавал на Фонтанке

В 1894 году Александр Николаевич Бенуа начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника "История живописи XIX века". В 1896 году впервые попал в Париж, и его французские впечатления были настолько сильны, что на свет появилась целая серия акварельных рисунков из истории Франции. Фантастический, сказочный мир. Поездки в Париж станут регулярными для художника и на свет появится его знаменитая серия работ под общим условным названием "Версаль", включающая в себя работы 1896-1922 годов. Тема Версаля плавно перешла в тему Петербурга и его окрестностей, ибо многое наши русские цари копировали именно с Версаля и французской архитектуры.

 Бенуа А.Н. На улицах Петербурга
Бенуа А.Н.  Санкт-Петербург, Дворцовая площадь
Бенуа А.Н. Большой театр в Санкт-Петербурге в 1885 году
Бенуа А.Н. Эрмитаж Петра Великого

Стилистически акварельные работы очень похожи на работы Константина Сомова и это неудивительно, именно вместе с ним Александр Николаевич Бенуа создал знаменитое художественное объединение "Мир искусства»" и основал одноименный журнал. Мирискуссники вошли в историю русской живописи как пропагандисты века XVIII, века костюма, любви, века красоты. За этот уход в прошлое Бенуа неоднократно ругали, как и ругали все его художественное объединение. Так Илья Ефимович Репин довольно едко говорил о Бенуа: "недоучка, дилетант, никогда не учившийся серьезно форме"...

 Бенуа А.Н. Петр I и его окружение в Летнем саду
 Бенуа А.Н. Медный всадник
Бенуа А.Н. Петр Великий, думающий о строительстве Сантк-Петербурга

В 1916-1918 годах Бенуа создает иллюстрации к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник" и цикл работ, посвященных Петербургу и пригородам. В 1918 году художник возглавил картинную галерею Эрмитажа, стал ее хранителем. 

 Бенуа А.Н. Прогулка императрицы Елизаветы 1903
 Бенуа А.Н. Парад во времена Павла I
Бенуа А.Н. Граф Орлов выезжает из Гатчины 1941

В 1926 году Александр Николаевич Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов. Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже.

Петербург и его окрестности

Бенуа А.Н. Летний сад
 Бенуа А.Н. Петергоф 1900
 Бенуа А.Н. Петергоф. Вазы у канала 1942
 Бенуа А.Н. Петергоф. Львиный каскад и колоннада 1900
 Бенуа А.Н. Петергоф. Фонтаны у Шахматной горы
Бенуа А.Н. Петергоф. Придворные конюшни
 Бенуа А.Н. Петергоф. Вид на Большой дворец
 Бенуа А.Н. Монплезир. Петергоф
Бенуа А.Н. Вид на Монплезир, Петергоф
Бенуа А.Н. Петергоф 1900
Бенуа А.Н. Петергоф. Большой каскад 1901
Бенуа А.Н. Церковь Большого дворца
Бенуа А.Н. Вход в Павловский дворец

Комментариев нет:

Отправить комментарий